MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

ЗАГАДКА ИИСУСА НАВИНА

     

ВТОРЖЕНИЕ


      Казалось бы, какая здесь может быть загадка? Детальный и подробный отчете кампании завоевания пришедшими из пустыни на рубеже 11 -12 веков до н.э. еврейскими племенами территории Ханаана, которой предстояло стать Эрец Исраэль. Конечно, отчет этот включает в себя и целый ряд чудес - ну так ведь на то он и часть ТАНАХа * . Зато маршруты походов, диспозиции штурмов, перипетии боев, расклады военно-политических коалиций ханаанских царей и царьков расписаны порой до мелких деталей включительно.
      Какая лафа для историка! Бери да пользуйся - ну, в крайнем случае, вынеся за скобки остановку солнца над Гаваоном и падение стен Иерихона от трубного звука шофаров. Но при подробном и детальном рассмотрении выясняется, что далеко не все так просто, как кажется на первый взгляд, и история Иисуса Навина таит в себе... Впрочем, давайте по порядку.
      Судя по ТАНАХу, события развивались следующим образом: израильские колена форсировали Иордан в районе Иерихона, чудесным образом взяли город, затем атаковали и со второй попытки заняли город Ай (Гай). Следующим на маршруте войска Иошуа Бен Нуна оказался Гивон, жители которого предпочли не искушать судьбу и капитулировали, чем навлекли на себя карательную экспедицию южноханаанских царей во главе с царем Иерусалима. Войска коалиции были разгромлены около Гивона (здесь последовало чудо с остановкой солнца, а затем, преследуя отступающих противников, Иисус Навин занял юг Ханаана до Газы включительно.
      Вторым этапом завоевания, отделенным от первого несколькими годами, стала кампания в Галилее, где в сражении у Мей Мером была разгромлена коалиция североханаанских царей, а ее центр - город Хацор - был взят и разрушен. Внешне все выглядит вполне логично - район Иерихона действительно наиболее удобное место для вторжения в Ханаан с востока, а уж дальнейший маршрут - до Гивона включительно - диктуется рельефом местности...

     

ГДЕ СТЕНА?

      Разумеется, с началом археологических раскопок в Эрец Исраэль города, взятие которых столь детально и красочно описаны в ТАНАХе, стали первыми объектами внимания археологов. Само собой, основное внимание археологов было уделено знаменитым городским стенам. То, что они нашли, казалось, полностью подтверждало библейский рассказ: выяснилось, что город действительно окружала мощная двойная стена. Толщина наружной стены приблизительно полтора метра, внутренней - около трех с половиной метров. Четырехметровый промежуток между двумя кольцами стен был заполнен щебнем.
      Результаты исследований подтвердили и другую часть библейского рассказа: как выяснилось, циклопические эти стены действительно рухнули, причем внешнее кольцо обвалилось наружу, а внутреннее - вовнутрь. Уцелевшие участки стен оказались испещренными огромными трещинами.
      Землетрясение, - пояснили ученые. Только землетрясение колоссальной силы могло привести к таким разрушениям.
     Эта гипотеза прекрасно согласовывалась и с другим библейским рассказом -о том, как незадолго до штурма Иерихона воды Иордана расступились перед евреями. Это могло быть еще одним свидетельством сейсмической активности. С другой стороны, внутри города, похоже, похозяйничали враги, которые разграбили, но не заселили его - это вновь совпадало с рассказом ТАНАХа.
      Но дальнейшие исследования изрядно охладили энтузиазм сторонников истинности библейской теории. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом 12 и 13 веков до н.э. (появляются характерные "четырехкомнатные" дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе).Но стена, найденная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н.э. А в 12 -13 веках Иерихон был практически не заселен и стены не имел. Правда, существует гипотеза, что соответствующие археологические слои (именно они и только они!) были смыты водой, но версия эта весьма и весьма сомнительна.

     

"АЙ ВЕ-АВОЙ!"

      Но, может быть, другой город, упоминаемый в книге Иисуса Навина, поможет нам разрешить возникшую загадку? Что расскажет нам следующий взятый Иисусом город - Ай?
      Ай, ай, ай, что он рассказал! Он рассказал, что была там и крепость, и царский дворец, и храмы, и жилые кварталы, и все это было разрушено... опять таки задолго до прихода израильских колен в Ханаан. В ходе раскопок было установлено, что город был разрушен около 2100 г. до н. э. и вновь заселен лишь около 1000 г. до н. э. Неужели во времена, когда еврейские племена завоевывали Ханаан, город был необитаем? Но обратимся вновь к главному первоисточнику: в самом ТАНАХе содержится несколько интересных заметок. Во-первых, само название Ай переводится как "груда камней". Подобной аналогии, когда город называют развалинами, история не знает. Во-вторых, книга Иисуса Навина не разделяет Ай и Бет-Эль: "В Ае и Бет-Эле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиль" (Нав. 8:17).
      Как видим, говорится о совместных действиях жителей этих двух городов и в то же время утверждается: "и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиль". То есть получается, что город у них был один, общий. В текстах Нав. 7:2; 8:9,12 они так же упоминаются почему-то вместе. В-третьих, Ай отделяют от Бет-Эля всего-то не более 1,5 км, что также наводит на мысль по параллели с другими городами о малой вероятности одновременного сосуществования равных по значимости независимых городов-государств на столь близком расстоянии. Но вместе с тем в Нав. 12:9, 12 отдельно упоминаются царь Ая и царь Бет-Эля. Хотя и здесь опять указывается "один царь Ая, близ Бет-Эля".
      Больше такого уточнения о том, что такой-то город находится вблизи или вдали такого-то в этом большом списке царей нет. Почему про Ай потребовалось уточнять особо, неясно. Сегодня учеными выдвигается несколько версий. Одна из них состоит в том, что Бет-Эль, основанный одновременно с разрушением Ая в 2100 г. до н.э., рассматривал себя в качестве преемника этого города и был заселен выходцами из него. В таком случае можно предположить, что титул царя этого города звучал: "Царь Бет-Эля и Ая" - а при составлении через столетия библейского текста этот титул был воспринят как перечисление - как, к примеру, если через столетия титулование "Император Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский" было бы воспринято как перечисление трех союзных монархов. Возможно также, что руины Ая оставались для жителей Бет-Эля сакральным местом, и речь шла о "царе Ая, что правит в Бет-Эле" - подобно тому как в средние века столицей "королей Иерусалимских" был на протяжении десятилетий город Акко.
      Кстати, о разгроме отдельно Бет-Эля книга Навина не говорит, но одновременно с этим помещает его царя в перечень побежденных евреями в Нав. 12:16. В то время как о всех перечисленных в 12 главе царях говорится выше, хотя бы и кратко. Раскопки Бет-Эля четко укладываются в эту версию.
      Они были предприняты в 1934 году совместной археологической экспедицией Американской школы в Иерусалиме и Ксенийской теологической семинарией в Питсбурге во главе с доктором В.Ф. Олб-райтом, одним из ведущих современных археологов. В ходе раскопок они "обнаружили следы страшного пожара, в руинах домов пепел достигал метра высоты, а разбитые статуэтки богов свидетельствовали, что виновником разрушений был иноземный захватчик". По словам самого В.Ф. Олбрайта, ему нигде в Палестине не встречалось следов столь страшного пожара. Следовательно, Бет-Эль был разрушен одновременно с рядом других городов южного Ханаана, перечисленных в рассказе о войнах Иисуса Навина.

     

ХАЦОРСКАЯ ДИЛЕММА

      Ну ладно, с Гаем, кажется, разобрались. Но вот с Хацором и его царем Явином дела обстоят несколько сложнее. И проблема даже не в том, что царь Явин оказывается в изложении ТАНАХа неким ближневосточным аналогом Кащея Бессмертного; сначала его громит и убивает Иисус Навин, а затем, через несколько десятилетий, пророчица Дебора и ее полководец Барак.
      Эта загадка решается как раз достаточно просто: имя Явин, кажется, было традиционным для хацорских царей - как впоследствии во Франции традиционным королевским именем стало Людовик. Это подтверждают, к примеру, архивы разрушенного в 18-м веке города Мари - там тоже упоминается хацорский царь по имени Явин (Иа-бину). Так что Явин мог править в Хацоре и во времена Иисуса Навина, и во времена Деборы.
      Но вот раскопки... Они показали, что ханаанский Хацор действительно подвергся тотальному разрушению и на руинах уничтоженного города поселились завоеватели - израильтяне. Вот только... Хацор был в рассматриваемый период захвачен и разрушен не два раза (Иисусом Навином и Деборой), а только однажды. Причем, возможно, на несколько десятилетий позже, чем Гай - Бейт-Эль и другие города Южного Ханаана, действительно павшие почти одновременно. То есть археология скорее подтверждает версию о разрушении Хацора Деборой и Бараком, чем Иисусом Навином. Подтверждает ее и лингвистический анализ текста, свидетельствующий, что эпизод Книги Судей, относящийся к пророчице Деборе, восходит непосредственно к описываемому периоду, тогда как описание завоеваний Иисуса Навина было составлено куда как позднее и потому является менее достоверным.
      Итак, похоже, что на деле никакого похода Иисуса Навина на север Ханаана не было и тамошние ханаанские города покорили Барак и Дебора - так что мы смело можем брать описание сражения у Мей Мером и читать его после эпизода с боем на горе Тавор - именно так (с теми или иными вариациями), вероятно, и выглядела агония обезглавленного у горы Тавор Хацора.
      Что же касается Иисуса Навина - за ним по-прежнему остается честь завоевания юга Ханаана,как и возведение жертвенника на горе Гризим возле Шхема. Жертвенник этот, кстати, не так давно был обнаружен археологами, его датируют 12-м веком до н.э. Еврейский характер находки неоспоримо определен и полностью подтверждает соответствующий отрывок библейского текста.
      Кстати, Шхем, да и все Самарийское (в нынешней терминологии) нагорье, как мы с вами уже выяснили в одной из предыдущих статей, завоевывать не было никакой нужды, ибо они оставались в руках евреев и тогда, когда другая часть будущего народа Израиля пребывала в Египте. Резонно предположить, что еврейские жители из района Шхема остались на своих местах и после прихода в Ханаан других еврейских колен, положив начало колену Эфраима - того самого колена, к которому принадлежал, согласно ТАНАХу, и великий полководец Иисус Навин! А завоевал он земли, на которых разместились впоследствии колена Иегуды и Шимона, очевидно, вышедшие из Египта под руководством Моисея и его левитов, заключившие союз с родственным племенем эфраимлян и ставшие наряду с ним одной из основных составляющих того конгломерата племен, которому предстояло слиться в единое целое - народ Израиля. А легенды и предания этих племен, причудливо переплетясь между собой, через несколько столетий были зафиксированы в ТАНАХе.

     

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИЕРИХОН

      Но что мы будем делать с Иерихоном? ТАНАХ упорно приписывает его разрушение израильтянам во главе с Иисусом Навином. Археология это положение, очевидно, опровергает - циклопические крепостные стены города рухнули примерно за четыре столетия до времен Иисуса Навина.
      Но есть в библейском рассказе и намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Рахав. Оставив в стороне "облико морале" иерихонских жителей, отметим, что Рахав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть дом Рахав являлся частью линии городских укреплений.
      Исходя из этого, мы можем предположить, что Иерихон во времена Иисуса Навина представлял собой кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали "крепость" - такие поселки довольно часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки такой, с позволения сказать, "твердыни" действительно могли бы быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде трубления в шофары...
      Вот только... Традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 года до н.э. Может быть, и те, кто взял Иерихон в этот год великих сотрясений земли, влились на том или ином этапе в израильский племенной союз, принеся с собой свои легенды и предания? В таком случае, эти неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином. Кто же это был на самом деле?

      Д. Рабинович
     "Еврейский камертон" 17/06/2004

HOME

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Спасибо! Тода раба! Thank you!



Используются технологии uCoz