37-100 гг.
Иосиф Флавий (Йосеф бен-Мататиягу) принадлежит к числу самых любопытных людей древности. Его личность была настолько сложна и парадоксально противоречива, что по сей день никто, в сущности, не сумел ее разгадать до конца, а мнения о нем бесчисленных поколений историков колеблются от высших похвал до безоговорочного осуждения.
Этот многоликий человек провел большую часть жизни в самой гуще бурных событий своего времени, а затем доживал свой век в Риме, в покое и довольствии, пользуясь покровительством трех сменивших друг друга императоров. Он был одним из руководителей иудейского восстания, мужественно боролся с римскими легионами, попал в плен и чудом избежал казни, к которой приговорили остальных вождей иудейского восстания. Судьба удивительнейшим образом благоволила ему и позволяла выпутываться из самых безнадежных ситуаций. Одни объясняют такое везение его поистине дьявольской хитростью и цинизмом, другие говорят, что он превосходил своих современников умом и проницательностью и обладал удивительным умением быстро приспосабливаться к любым обстоятельствам. Действительно, ум у него был острый, но нельзя не учитывать и другую, столь же любопытную черту его характера: он с необыкновенной легкостью завоевывал сердца людей, делая их своими преданными друзьями и покровителями. Соотечественники-современники заклеймили его как изменника и ренегата, но по странной иронии судьбы впоследствии оказалось, что мало у кого есть такие заслуги перед еврейским народом, как у него, автора уникальных исторических сочинений, защитника еврейской культуры и религии.
Иосиф Флавий, как он сам рассказывает в своей автобиографии, родился в год прихода к власти императора Калигулы, то есть в 37 году н.э. Он с гордостью отмечает, что происходит из знатной семьи первосвященников, а мать его принадлежит к царскому роду Маккавеев. Иосиф с детства отличался необыкновенным умом и спосоьностями; изучал юриспруденцию, увлекался вопросами религии, принадлежал поочередно к нескольким сектам, одно время был священником в Иерусалимском храме. В 66 году, когда вспыхнула римско-иудейская война, его назначили губернатором и военным комендантом Галилеи. Несмотря на отсутствие военного и административного опыта, он блестяще справился со своими обязанностями, создал стотысячную армию, организованную по римскому образцу, укрепил города, деревни и горные перевалы, собрал в стратегических пунктах запасы оружия и продовольстаия.
Император Нерон послал в Иудею для ведения военных действий опытного полководца Веспасиана и его сына Тита; Иосиф возглавлял тогда оборону Галилеи и героически защищался в крепости Иотапата, нанося римским легионам тяжелые потери. В конце концов крепость пала, и Иосиф вместе с немногими оставшимися в живых защитниками сдался в плен. И тут проявилось его умение завоевывать симпатию сильных мира сего, а также его проницательность. Он так понравился сыну Веспасиана Титу, что тот упросил отца не отправлять его в Рим вместе с другими пленными, а оставить его при себе. И будто бы тогда Иосиф предсказал обоим, что они станут римскими императорами.
С тех пор, вплоть до конца римско-иудейской войны, Иосиф находился в лагере римлян, служа им верой и правдой против своих соотечественников. Неоднократно, особенно во время осады Иерусалима, он выступал в качестве парламентера, призывая повстанцев опомниться и сложить оружие. Евреи считали его изменником, он же утверждалвпоследствии, что хотел таким способом спасти свой народ от уничтожения, зная, что римляне правят миром по воле Яхве и борьба против них бесполезна.
Веспасивн и Тит щедро вознаградили его за услуги, оказанные им в Иудее, а также - прежде всего - за то, что так безошибочно сбылось его предсказание. Они даже разрешили ему носить их родовое имя Флавий, и с тех пор Йосеф бен-Маттатиягу стал называть себя Иосифом Флавием. В Риме, где он поселился, ему было предоставлено жилье в личной резиденции Веспасиана, он получил римское гражданство, пожизненную пенсию и земельные угодья в Италии и Иудее. Домициан, третий император из рода Флавиев, также осыпал его милостями и освободил от налогов.
Иосиф Флавий умер, вероятно, в начале II столетия; во всяком случае, точно известно, что он жил при императорах Нерве и Траяне. После смерти в Риме ему воздвигли памятник. Можно ли апедставить что-либо более парадоксальное, чем эпилог жизни человека, который был когда-то священником разрушенного римлянами Иерусалим ского храма, а затем одним из вождей иудейского восстания, то есть врагом Рима?
В римский период своей жизни Иосиф Флавий, будучи человеком богатым и знатным, не поддался соблазну бездействия, а, наоборот, с удивительным рвением взялся за перо. Плодом его многолетнего труда явились два монументальных сочинения: "Иудейская война"и "Иудейские древности" - и две книги публицистического характера: "О древности иудейского народа. Против Апиона." и "Жизнь".
Имея доступ к императорским архивам, Иосиф Флавий, несомненно, использовал в своей работе документы, которые впоследствии, среди бурь и катаклизмов истории, бесследно пропали. К тому же он был ведь не только очевидцем, но и непосредственным участником многих важных событий.
Он стал для многих поколений историков незаменимым источником сведений об истории еврейского народа. Два главных исторических сочинения Иосифа Флавия, переведенные почти на все европейские языки, пользуются огромной популярностью с момента их опубликования и по сей день, вдохновляя писателей, музыкантов и художников всех времен.
осада Иерусалима
|