MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

Откуда мы - евреи Восточной Европы?

(окончание.)

Аарон Оксман

      Сведения о числе евреев в польско-литовском государстве в конце 16 века приведены у ряда еврейских историков (от 150 до 160 тыс. чел.). В польской брошюре от 1539 г. указана численность купцов-евреев - 3200 чел., ремесленников - втрое больше (с учётом семей и немногих лиц иных занятий - это примерно 50-60 тыс. чел.). Между 1600 и 1765 гг. среднегодовой рост еврейского населения был небольшим (0,85% - 0,9% за год), ибо в годы катастрофы 1648-1658 гг. (Хмельниччины, нападения армий России и Швеции на Речь Посполиту) примерно 30% еврейского населения погибло от рук погромщиков. Но между 1539 и 1600 гг. среднегодовой рост еврейского населения составлял не менее 1,5% за год (известны и польские данные от 1578 г. о наличии 31 тыс. евреев в Галиции, на Подолье и Волыни, при общем населении этих областей порядка 800 тыс. чел.). Если бы между 1300-м и 1530-ми годами (благоприятными для развития еврейских общин в Польше) естественный рост еврейского населения в среднем не превышал бы даже 1% за год, было бы достаточно наличия в Польше пяти тыс. чел. еврейского населения в 1300 г. для образования 54 общин, известных в конце 15 века (и это без учёта значительной эмиграции евреев из Германии и других мест в Польшу в 14 веке). Но приход евреев из Германии в Польшу в 14 в. усилился, он продолжался, в меньшей мере, и в первой половине 15 века (также из Чехии). Поэтому в конце 13 в. (через 36 лет после появления "привилегии" польского князя Болеслава от 1264 г.) численность евреев в Польше могла быть и менее пяти тыс. чел. - достаточно было и трёх тыс. еврейского населения в Польше.
      Обратимся к еврейским общинам в Германской империи в 13-14 вв. Их тогда было немало в Германии и соседней Франции. Так, например, если к 1200 г. только в бассейне реки Рейн было не менее 27 мест проживания евреев, то между 1200 и 1300 гг. образовались 52 новых района их проживания, и ещё не менее 60 районов в 1300-1348 гг. (географическая карта и названия всех этих мест проживания евреев в Германии от 1200 до 1348 г. даны в книге, изданной Йельским университетом в США: Ruth Gay "Jews of Germany", 1992 г.). Немало еврейских общин были известны в 13 в. также в других областях самой Германии и Германской империи. В конце 14 в. численность евреев только на германских землях составляла примерно 20 тыс. чел. (при численности всего населения империи 12 млн. чел., включая Утрехт, Бургундию, Швейцарию, Сев. Италию, Каринтию, Чехию, Моравию). Таким образом, в Германии 13-14 вв. было достаточно евреев, из которых несколько тысяч могли уйти от гонений в Польшу и создать основу польского еврейства без участия иудейских общин Киевской Руси вообще.
      Второе утверждение Кестлера (что иудеи-хазары переняли язык идиш от четырёх миллионов находившихся в Польше немецких колонистов) - не более чем плод фантазии Кестлера. В конце 14 в. всё население польско-литовского государства (в которое входили также Украина и Белоруссия - после Кревской унии 1385 г.) не составляло 4 млн. чел. Да и численность немцев в Германской империи в конце 14 в. вряд ли достигала 6 млн. чел., если учесть, что всё население империи составляло примерно 12 млн. чел. (для наглядности отметим, что через три с лишним века, в 1720 г. и в 1740 г. население Российской империи по первым двум переписям населения составляло 14 млн. чел. и 16 млн. чел. соответственно, а население Германии даже через четыре века, в 1816 г., составляло 24 млн. чел.). Немецкие колонисты находились в нескольких городах Польши, они были национальным меньшинством, поселившимся в Польше одновременно с евреями. Евреи, приходившие в Польшу с разными диалектами языка идиш, веками сохраняли и развивали свой язык. Это характерно не только для евреев в Польше, - горские евреи, евреи-крымчаки, евреи Средней Азии и др., также веками сохраняли языки, приобретённые в более древние времена. О местах исхода евреев в Польшу свидетельствуют фамилии многих еврейских родов в Польше. В летописях древней Руси есть упоминания об иудейских общинах в Киеве и в районе Чернигова в 11-12 вв. (возможно, что они были и в других местах Руси). Этнический состав их очень мало известен. Кроме иудеев-хазар (потомков пленников из разрушенного в 10 в. Хазарского царства), в этих общинах могли находиться и потомки евреев из Крыма, Византии, Персии. Сведений о судьбе этих общин в 13 в. нет. В Ипатьевской летописи упоминаются иудеи в 1288 г., во Владимире-Волынском. Но сведений об этой общине от 14 в. нет, а позже была известна лишь ашкеназийская община выходцев из Польши. Сведений об организованных еврейских общинах в Польше от 12 в. нет, но вполне возможно, что уцелевшие остатки общин Киевской Руси бежали в Польшу, поселялись (по договоренности) на землях отдельных феодалов, а позже влились в общины, образованные евреями - выходцами из Германской империи. Естественно предположить, что выходцы из Киевской Руси пришли в Польшу со славянским языком, а переход их на язык идиш свидетельствует об их малочисленности по сравнению с евреями - выходцами из Германской империи.
      Предки евреев Восточной Европы, пройдя немало миграций, перенеся немало нападений вражеских войск в древние времена и многие насилия в средние века, не могли остаться неизменным этносом (как и многие другие народы), но основной ствол восточно-европейского еврейства сохранялся, начиная от общины Рима и до наших дней. Утверждая, что евреи-ашкеназы Восточной Европы являются потомками хазар, а не евреев древней Иудеи, Кестлер понимал (и отметил в приложении к своей книге), что враги государства Израиль, отрицая историческое право евреев Восточной Европы на Землю Израиля, могут сослаться на его книгу. Этот "политический недостаток" исторических фантазий Кестлера устранён другим сторонником теории хазарского происхождения польского еврейства - лингвистом Владимиром Шнейдером. В книге "След десяти" (изданной в Беер-Шеве в 1998 г.), Шнейдер выдвигает идею о том, что хазары - это потомки десяти племён древнего государства Израиль, выселенных Ассирией в 722 г. до н.э. в Сев. Месопотамию. Он полагает, что потомки "пропавших десяти колен" Израиля стали язычниками, и именно от них произошли хазары, элита которых около 740 г. приняла иудейскую веру. Таким образом, потомки "десяти колен", согласно идее Шнейдера, после 1500 лет язычества, вернулись к иудаизму. Шнейдер утверждает, что в 1113 г. иудеи были изгнаны из всех пределов Руси и бежали в Польшу (и еврейские, и русские источники полагают присутствие евреев в Киевской Руси в 12 в. и после 1113 г.). Согласно Шнейдеру, иудеи-хазары оказались в Польше задолго до прихода в Польшу немцев-колонистов (после разорения Польши татаро-монголами) и появления "привилегии" князя Болеслава Калишского для евреев. Если иудеи-хазары пришли бы в Польшу в первой четверти 12 века (со славянским языком Руси), то они перешли бы на близкий польский язык (ведь и немцам-колонистам 13-го века приходилось понимать государственный язык Польши). Но и Шнейдер повторяет миф Кестлера о четырёх миллионах немецких колонистов, от которых иудеи-хазары получили язык идиш в Польше.
      От упомянутых выше двух "теорий" хазарского происхождения евреев-ашкеназов Восточной Европы отличается "теория" другого лингвиста (слависта), Пола Векслера, опубликованная им в США, в 1993г., в книге на английском языке: "Евреи-ашкеназы - славо-тюркский народ" ("Jews-Ashkenazim - a slavo-turkic people", Slavica publication Inc. Columbus, Ohio). Векслер утверждает, что язык идиш образовался, главным образом, у иудеев, находившихся в пограничной германо-славянской области (восточная часть Германии), где обитали сорбы (небольшое славянское племя, потомки которого сегодня не составляют 100 тыс. чел.). Отмечая, что в языке идиш 75% слов - немецких, 15% - ивритских и 10% - славянских, Векслер утверждает, что язык идиш следует относить к языкам славянской группы. Согласно Векслеру, в область проживания сорбов иудеи пришли с Балканского полуострова, а там общины иудеев появились вследствие того, что малая еврейская диаспора (потомков жителей древней Иудеи) ещё в Малой Азии, а затем - на Балканах, привлекла к себе массу прозелитов (местных жителей Малой Азии, балканских греков и римлян, а позже - славян и азиатов, пришедших в Европу), и так образовались там иудейские общины (этнически, в основном, славо-тюркские). Затем, полагает Векслер, эти общины пришли в восточную часть Германии (пограничную германо-славянскую область) и там перешли на язык идиш. Позже, согласно Векслеру, эти общины стали основой польского еврейства (Векслер критикует Кестлера за то, что тот "поместил" тюрок на Кавказе, а не на Балканах). Сведения о еврейской общине в Малой Азии стали известны ещё после 208 г. до н.э., когда император Государства Селевкидов, Антиох III поселил там евреев из Вавилонской диаспоры для несения военной службы. Но отношение Селевкидов к иудеям со времён Антиоха IV было плохим. В первом веке до н.э. на земле Малой Азии было много войн (часть евреев, по-видимому, уходила в Крым - в Боспорское царство). Римские власти на Балканах (а с 64г. до н.э. - и в Малой Азии) запрещали обращать язычников в иудейскую веру, а жестокие наказания за переход в иудаизм в Римской империи были введены ещё до прихода тюркских племён в Европу. В 381 г. в империи были запрещены все религии, кроме католичества. В Византии (после распада Римской империи), в 5-8 веках евреи неоднократно подвергались гонениям, а в 8 в. им предписывали переходить в православие. Поэтому идея Векслера о переходе многих греков, римлян, а затем массы славян и тюрок в иудаизм представляется лишь наукообразной фантазией. О местах исхода евреев в Польшу довольно подробно указывают фамилии многих еврейских родов в Польше (а затем - в польско-литовском государстве). Большое число таких фамилий связано с названиями городов и земель Германии (например, фамилии Бамберг, Боннэр, Берлин, Берлинер, Винклер, Виттенберг, Галлер, Геллер, Гамбург, Гессен, Ланда, Ландау, Лау, Люксембург, Мангейм, Минц, Минцер, Ниренберг, Опенгейм, Офенберг, Розенгейм, Франкфурт, Шверин, Шпеер, Эренбург и др.), значительно меньше связаны с Австрией (Винер, Грац, Зальцберг, Линц, Линцер и др.), Англией (Энглендер, Иорк, имя Айзик...), Францией (Лион, Мец, Тур), Чехией (Прагер).Немногие фамилии еврейских родов в польско-литовском государстве имели испанское происхождение (Барбанель, Бланк, Рапопорт, Сантос, Тодрос, Хазан), итальянское (Валь, Ромер), французское (Грандэ). Но вряд ли мы найдём заметное число фамилий у евреев Восточной Европы, связанных с названиями старых городов балканских или сорбских.
      В заключение обратимся к истории и наследию хазарского народа. Хазарский каганат образовался в первой половине 7 в., с первоначальной столицей юго-западнее Махачкалы (полагают, Баланджар). В 8 в. Хазария владела Сев. Кавказом, Нижней Волгой, Нижним Доном, частью степей Украины, частью Крыма. В то время она была единственным большим государственным образованием в Восточной Европе. Язык хазар пока неизвестен. Под властью хазарского царя (кагана), в той или иной мере, находились многие языческие племена (кавказские, угорские, аланские, мадьярские, славянские и другие.). Будучи язычниками, хазары не притесняли другие религии, брали с подвластных им племён некоторую дань, давая за это покровительство. В Хазарии оказались евреи Крыма, а затем и горские евреи, уходившие от насильственной исламизации, проводимой Арабским халифатом на занятых им в 715 г. землях Закавказья. В Хазарию приходили еврейские семьи из Ирана и Византии, спасаясь от гонений. Главной внешней угрозой для Хазарии (и для Византии) в первой половине 8 в. были нападения армий Арабского халифата. Заняв Закавказье и г. Дербент около 715 г., арабы были вынуждены покинуть Азербайджан и Дербент через несколько лет. В 737 г. арабская армия дошла до реки Дон, но затем была вынуждена вернуться в халифат. Хазария не дала арабам войти в Восточную Европу (вскоре после того, когда в 732 г. правитель Государства Франков, Карл Мартелл остановил продвижение арабов из Испании - в Галлию). Около 740-го года хазарский каган и окружавшая его элита решили принять иудаизм, по-видимому, от находившихся в каганате евреев. Хазария показывала этим независимость от исламского Арабского халифата и христианской Византии. Принятие иудаизма нарушило традиционный для Хазарии союз с Византией, а затем привело к враждебности. Сведения о Хазарии до середины 9 века весьма скудны. Около 838 г. был построен Саркел (Белая Вежа) - на левом береге Дона, а столицей Хазарии в середине 9 в. был Итиль - в устье Волги. В Итиле находилась резиденция кагана. Кроме иудейской общины, образовались колонии купцов из разных стран. Был также исламский район с мечетью. Торговые операции купцов и транзитная торговля между Западом и Востоком через Хазарию давали доход правителям Хазарии. Во второй половине 9 в. власть Хазарии слабела. В северные районы Хазарии вторглись с Востока печенеги и стали вытеснять мадьяр из южно-русских степей. На водных путях Днепра и Волги стали появляться флотилии норманнских завоевателей (варягов). Около 965 г. на Хазарию напали орды огузов. За помощь от правителя Хорезма (против огузов) восточная часть Хазарии приняла ислам. Между 967 и 972 гг. ослабевший каганат был разорён нападением князя Русов. Северные и северо-западные земли Хазарии перешли под власть князей Руси, восточные - под власть Хорезма, а южные - под власть Ширван-шаха. Около 972 г. киевский князь увёл немногих иудеев из Хазарии в Киевскую Русь (возможно, что в Киеве тогда уже была иудейская община выходцев из еврейских общин Крыма и Византии). В начале 11 в. от прежнего Хазарского каганата оставались два малых княжества: одно - на части Крыма, с центром в г. Керчь, другое - в Дагестане (в районе г. Самандар). Часть хазар оставалась и на Таманском полуострове. Основная часть хазар (среди них и иудеи) рассеялись и затем ассимилировались среди многочисленных племён, приняв либо ислам - на Востоке, либо христианство - на землях Руси. Общины евреев-крымчаков и горских евреев, у которых традиции иудаизма были с древних времён, сохранились в районах прежнего Хазарского каганата. Княжество в районе Самандара перестало существовать после татаро-монгольского нашествия в 1220-ых годах. Крымское хазарское княжество существовало до 1016 г. - оно было покорено совместным нападением Византии и Киевской Руси. Его хазарское население, по-видимому, приняло караимство от небольшой крымской общины караимов, и этим изменило сам этнос увеличившейся общины караимов Крыма. Общины евреев-караимов (не признававших Талмуд) в 9 и 10 вв. образовались в разных странах. Они были малыми по сравнению с общинами евреев, признававших Талмуд (сегодня во всем мире караимов менее 50 тыс. чел.). Только в Крыму (и в средние века, и до 1941 г.) караимов было значительно больше, чем евреев-крымчаков. Это можно объяснить только тем, что караимство приняли крымские хазары, - их потомками стало большинство караимов Крыма и Литвы (поселённых литовским князем в конце 14 в. в Тракае, возможно, и в других местах). У крымских караимов был укреплённый город Чуфут-Кале, остатки которого сохранились до наших дней. Евреи в диаспорах не могли владеть землёй для такого города, но в Крыму землёй владели хазары, и поэтому стала возможной постройка укреплённого города. Потомками хазар в Дагестане считают себя кумыки. Уцелевшие в 12-13 вв. иудеи прежних общин Киевской Руси могли найти пристанище на землях Польши и Литвы. Здесь они позже могли ассимилироваться, входя в общины более многочисленных евреев-ашкеназов в Польше (в 14-15 вв.) и на землях, подвластных Литве (в 15-16 вв.).

HOME     

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru



Используются технологии uCoz