MY ISRAEL |
     До самого своего конца Хеттская империя владела монополией на производство железа. Библия также указывает на филистимлян как на народ, который владел кузницами и монополизировал производство и ремонт всех инструментов и, тем более,оружия. Любопытно, кстати. что Ассирийский царь Саргон, разрушивший Израиль и воевавший с Иудеей в восьмом веке до н.э., называет жителей Ашдода хеттами, хотя в Библии имя хеттов перестает употребляться примерно после царя Соломона.
     Археологические находки подтверждают крито-макенское происхождение филистимлян. Прежде всего, материальные памятники филистимской культуры резко отличаются от ханаанских. Они появляются не ранее слоя, примерно соответствующего нашествию на Египет Народов Моря. И самое главное, филистимская керамика, архитектура, оружие необычайно похожи на крито-микенские, хотя и имеются кое-какие отличия.
     Филистия представляла собой союз пяти городов-государств: Газы, Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата.
     Разумеется, к этим пяти следует добавить еще немало более мелких городков, зависимых от главных.
     Религия филистимлян была, несомненно, типичной языческой. Возможно, имена
главных богов восходят еще к хеттским индоевропейским богам, хотя понимаются уже
с учетом местного колорита. Так верховный бог филстимлян Дагон, вероятно,
восходит к хеттскому богу дневного света dagan-zipas, но изображали его в виде рыбы (сравните ивритдаг-
"рыба"). Бог-покровитель Экрона назывался Бааль-Зевув (иврит "Хозяин
Мухи"), но скорее всего это название к мухам отношения не имело, а происходит от
хеттского бога неба ziparwa, который связан не с мухами, а с греческим zeus , германским tiu и другими богами индо-европейцев).
     Между
прочим, от имени Бааль-Зевув происходит всем известное сегодня Вельзевул.
     В начале периода Судей филистимляне, видимо, удовлетворялись прибрежной полосой (Шфела), но примерно к 1080 г. до н.э. начинается их экспансия в глубь страны, сопровождающаяся подчинением израильских городов. Деятельность судьи Шимшона полностью связана с противостоянием филистимлянам, колено Дана после смерти Шимшона переселяется на север под давлением филистимлян. При царе Шауле мы застаем уже совершенно безрадостную для евреев картину: по всей стране проходят отряды филистимлян, на все еврейское ополчение имеется лишь два копья - у самого Шауля и его сына Йонатана. Характерно, что битва при Гильбоа, в которой гибнет Шауль с сыновьями, происходит очень далеко от Филистии, а тело погибшего еврейского царя филистимляне выставляют в Бейт-Шеане - область, расположенная в противоположном конце Израиля, сильно удаленная от побережья и намного севернее филистимского Пятиградия.
     Экспансия филистимлян была остановлено Давидом; примерно к 1005 г. до н.э.; Давид присоединяет Пятиградие к Израилю, филистимляне служат в армии царя (интересно, Урия-хиттиянин, жена которого стала матерью Шломо (Соломона) был филистимлянином?). После Давида название филистимлян практически перестает упоминаться и лишь по архивам Саргона ассирийского, захватившего Экрон в 712 г. до н.э., мы знаем, что, по крайней мере, цари Экрона еще носили филистимские имена.