MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

Откуда мы - евреи Восточной Европы?

Аарон Оксман 26 Мая 2003*

      Древние еврейские диаспоры образовались после разрушения Иудеи Вавилонской империей в 586г.до н.э. Кроме наиболее значительной диаспоры на реках нынешнего Ирака, образовалась небольшая диаспора в Египте - она развивалась одновременно с восстанавливающейся с 538г. до н.э. Иудеей. При династии Птолемеев (311 - 30 годы до н.э.) в эллинизированном Египте наиболее важной стала еврейская община в Александрии - важном центре торговли, ремёсел и культуры. Развитие торговых связей между Александрией и г. Римом привело к образованию еврейской общины в Риме, которая постепенно росла также за счёт выкупа евреев, угоняемых в Рим на рынки рабов в первом веке, особенно после подавления антиримского восстания в Иудее в 70-м году. Римская община была исходной для евреев Европы. От неё во втором веке отпочковались общины в Равенне и Генуе. В начале третьего века образовались еврейские общины на юге Галлии и северо-востоке Испании, в четвёртом веке потомки Римской общины находились в ряде мест нынешних Испании, Франции и левобережья реки Рейн, входивших в Римскую империю.
      После собора католических епископов в Никее в 325 г. появились эдикты, запрещавшие иудеям браки с христианами, владение рабами-христианами и обращение язычников в иудаизм. После собора епископов в 381г. были запрещены все религии, кроме католичества, и положение еврейских общин стало трудным. Вторжения германских племён, разрушивших Римскую империю, и образование в 5-м веке германских королевств на упомянутых землях (и в Италии) облегчили выживание еврейских общин.
      В 5-6 веках предки евреев Восточной Европы находились, главным образом, в Галлии и частично на левобережье Рейна. В 6-м веке положение еврейских общин было терпимым, а в ряде мест и удовлетворительным. Оно стало ухудшаться, когда франкские короли (династии Меровингов) становились приверженцами католичества, а после 625 г. евреям Галлии (Франции) предстоял выбор между крещением и изгнанием. Немногие общины оставались на землях независимых от короля графов, часть крестилась, часть уходила на восток, входя в существовавшие общины на р. Рейн и образуя новые общины на Рейне и Эльбе. Во второй половине 7-го века наши предки находились, главным образом, на землях германских князей. Когда Франкским государством стал управлять Карл Великий (768 - 814 годы) и образовалась империя Карла Великого, существенно облегчились возможности развития еврейских общин в империи. И Карл Великий, и его преемники поощряли развитие торговли и ремёсел , проявляя веротерпимость и нередко пренебрегая антиеврейскими постановлениями церкви. Восстановились общины на землях Франции, в Нарбонне образовалась еврейская религиозная школа - "академия". После раздела империи между внуками Карла Великого (843 г.) и позже, когда образовались Германская империя (962 г.) и королевство Франция, условия жизни еврейских общин оставались более или менее удовлетворительными (хотя отдельные общины испытывали кратковременные гонения) почти до конца 11-го века. В конце 11-го века образовались еврейские общины (выходцев из Нормандии) в Англии, завоёванной нормандским герцогом Вильгельмом. Купцы - евреи снабжали товарами и продуктами дворы королей, князей, графов. Ремесленники - евреи были ведущими в красильном, шёлковом, гранильном и других ремёслах. Немногие богатые евреи были ростовщиками. Всё еврейское население платило налоги и выполняло повинности правителям и феодалам разных рангов. Положение его полностью зависело от тех феодалов, на землях которых они проживали. Известны религиозные школы 10-11 веков (Гершома б.Иегуды из Майнца на Рейне и Раши из Труа - во Франции) и медицинская школа Абона во Франции.
      Первые отряды крестоносцев, выступившие весной 1096г. (в основном, из бедных крестьян Франции) особых бед еврейским общинам не причинили. Но в мае 1096 г. появились отряды крестоносцев, собранные отдельными феодалами. Они занялись грабежом и насильственным крещением евреев, бесчинствовали, главным образом, в немецких княжествах, Лотарингии и Эльзасе. В Германской империи погибли в результате этих погромов около пяти тысяч евреев, несмотря на то, что многие общины отчаянно защищались, а в ряде мест и местные власти старались их защитить. Крестовый поход феодального рыцарства в августе 1096г. не вызвал значительных трагедий в еврейских общинах Европы. Но в Германской империи от деяний крестоносцев погибла значительная часть еврейских общин. Император Генрих осудил деяния крестоносцев (некоторых наказал) и разрешил насильно крещённым евреям вернуться в свою веру (несмотря на возражения папы римского). Восстановление ряда еврейских общин потребовало десятков лет. После первого крестового похода евреи не покидали земли Франции и Германской империи.
      Во время второго крестового похода (1146 г.) не было значительных жертв ни в еврейских общинах Франции, ни в Германской империи. Император Конрад давал евреям убежище в своих родовых землях, а в нескольких местах евреи могли защищаться в снятых у феодалов замках.
      Третий крестовый поход (1189г.) привёл к погромам и убийствам в части еврейских общин Англии. Вернувшийся из похода король Ричард велел наказать зачинщиков погромов, но большая часть их сбежала. После второго крестового похода еврейские общины во Франции жили относительно спокойно, но в 1181 году король, желая завладеть имуществом евреев, издал указ об их изгнании. Указ был выполнен только на родовых землях короля. С 1198 г. еврейская община в Париже начала восстанавливаться.
      В 1144 г. в Англии, а в 1147 г. в Германии впервые имели место клеветнические обвинения евреев в ритуальных убийствах. Такие обвинения неоднократно повторялись в 12-ом веке и привели к гибели десятков евреев. В 1196 г. были погромы в общинах Вены и Вормса. Отдельные еврейские семьи из Германской империи в 12 веке. по договорённости с польскими князьями поселялись на их землях. В 1173 г. указ князя Мечислава разрешил евреям заниматься экономической деятельностью в Северо-Западной Польше и запретил насилия над ними. Это стимулировало приход евреев в Польшу, но сведений об еврейских общинах в Польше 12-го века нет.
      В 13 в. в Англии, Франции, Германской империи купеческие гильдии и ремесленные цехи (в которые евреев не принимали) стали вытеснять евреев из разных видов торговли и ремёсел. Не притесняли в 13 веке только ростовщиков-евреев, поскольку католическая церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством примерно сто лет. Евреи Англии в 1254 г. просили разрешения покинуть Англию, но король отказал. После ряда преследований и казней, в 1290 г. несколько тысяч не крестившихся евреев были изгнаны из Англии. В ряде мест Франции, в 1230 - 1260-х годах на евреев нападали церковные фанатики (сжигали Талмуды, совершали убийства), их выселяли из Бретани (1239г.), Лиона, Ла-Рошели (1249г.), были погромы в еврейских общинах Парижа и Тура (1251 г.). В немногих местах светские власти защищали евреев от церковных фанатиков. В Германской империи евреев преследовали в Галле (1205 г.), Магдебурге и Эрфурте (1213 г.) и других местах в первой четверти 13 века. Нападали на еврейские кварталы Франкфурта на Майне в 1241 г.(многие его защитники погибли) и Арнштадта (1264 г.) Евреев выселяли из Баварии (1276 г.), был погром в 1285 г. в Мюнхене с многими жертвами и убийствами в ряде общин (Вюрцбурге, Нюренберге и других местах). В отдельных областях империи (Саксонии, Силезии) отношение к еврейским общинам было нормальным (в Кёльне в 1232 - 1261 годах евреи могли носить оружие). Все евреи были "рабами короны", они принадлежали императору или князьям. Вытеснения из торговли и ремесел, изгнания и погромы заставляли евреев искать пристанища в других местах.
      В 13-ом веке князья сильно разорённой татаро-монголами в 1241 г. Польши, желая улучшить экономику и свои доходы, поощряли приход немецких колонистов и позволяли также евреям селиться на своих землях. Поэтому основной поток покидавших Германию евреев шёл в Польшу, где правовое положение евреев (по крайней мере, в "Великой Польше") было определено в 1264 г. "привилегией" князя Болеслава Калишского, которая разрешала евреям заниматься рядом видов экономической деятельности, давала свободу передвижения, защищала личную безопасность и имущество, запрещала осквернять синагоги и кладбища и др. Светские власти часто защищали евреев от ограничений, предписанных католическим духовенством в 1267г. В Западной Польше стали образовываться еврейские общины. В 1334г. король Польши Казимир Третий подтвердил "привилегию" от 1264г. на все земли королевства. При нём вышла "грамота" 1364г. и "статут" 1367 г. для евреев областей Кракова, Сандомира, Люблина и других мест Польши. Эти документы, поощряя приход евреев в Польшу, увеличивали доходы казны короля (с одной стороны) и давали евреям развивать торговлю, ремёсла и ссудное дело - с другой стороны. Приход евреев в Польшу в 14 веке усилился.
      Положение евреев в Германской империи в первой половине 14 века ухудшалось. В ряде мест евреев изгоняли (в Баварии, в Магдебурге в 1314г, в Бриге в 1327г.). В 1336г. банды религиозных фанатиков ("армлендеров") в десятках мест избивали и убивали евреев (пока их не разогнали войска императора). В годы чумы (1348-1349 гг.) были погромы во многих общинах, а затем изгнания из Берлина, Висмара, Мюнстера и других мест. В 1360-х годах в ряде мест Германии еврейские общины восстанавливались, но многие евреи уходили в Польшу.
      Из Франции король изгонял евреев в 1306 г. (в ряде районов Франции указ короля не выполнялся). В 1320-х годах ряд общин разрушили отряды католических фанатиков ("пастушков"), принуждая евреев креститься, в годы чумы уничтожили еврейскую общину в Страсбурге, и в некоторых местах евреев изгоняли, но в отдельных, районах евреи жили спокойнее (в Эксе в 1341 г. община насчитывала свыше тысячи человек включая проживающих в Тарасконе и др. местах). Евреи уходили из Франции в Испанию, Венгрию, Польшу, в отдельные Германские княжества. Но из Венгрии в 1348 г. и в 1360 г. часть евреев также уходила в Польшу. Польское королевство владело Галицией, Подольем и частью Волыни. В1356 г. организованная еврейская община уже была во Львове, а после унии между Польшей и Литвой (1385 г.) образовались еврейские общины в Бресте(1388 г.) и Гродно (1389 г.).Так начиналась история ашкеназийских общин на Украине и в Белоруссии. Налоги от еврейских общин были очень важными для королевской казны. Изгнаний евреев из Польши не было, и еврейское население росло. К концу 15 века еврейские общины были в 54-х городах Польши, из них в Галиции 16 тысяч, на Подолье 3, на Волыни 3, а в конце 16 века в Речи Посполитой (объединённом польско-литовском государстве, владевшем всей Белоруссией и большей частью Украины) находились 150 -160 тыс. человек еврейского населения. Тогда это была самая многочисленная еврейская диаспора в мире (после изгнания евреев из Испании в 1492 г.) Сегодня большинство евреев на Земле - потомки этой диаспоры.
      В 20-м веке отдельные авторы (австрийский дипломат и лингвист X. Кучера, австрийский историк М. Гумплович, еврейско-польский историк И. Шипер и проживавший в подмандатной Палестине А.Поллак) публиковали предположения, что восточно-европейские евреи - ашкеназы могли быть и хазарского происхождения, а не только потомками евреев Германии и других стран Западной Европы. В 1976г. в Лондоне была издана книга "Тринадцатое колено" (" Тhе Тhirteens Tribe") Артура Кестлера, пытавшегося доказать, что польские евреи - потомки хазар, а не выходцев из Западной Европы. Кестлер утверждает, что численность евреев в Германской империи после крестового похода в 1096 г. и чумы в 1348 г. была ничтожной и поэтому столь большое число евреев в Польше можно объяснить лишь приходом в Польшу иудеев-хазар. А язык идиш, согласно Кестлеру, иудеи-хазары переняли в Польше от четырёх миллионов немцев-колонистов, находившихся в Польше. Нетрудно показать, что утверждения Кестлера несостоятельны. Они являются результатом слабого знания истории евреев Германской империи в 13-14 веках и незнания демографии - как евреев в Польше и Литве, так и населения Германии, Польши и Литвы в 13 - 15 веках. Обратимся к известным данным о численности еврейского населения в Российской империи и Польско-Литовском государстве. Согласно данным переписи от 1897 г., в Российской империи проживали 5,189 млн. человек еврейского населения. Из них 3,558 млн. человек - в губерниях "черты оседлости" (Украина, Белоруссия, Литва, Бесарабия, Крым), 1,316 млн. человек - в 10-ти губерниях Королевства Польского и всего 315 тыс. человек - в остальных местах империи (Россия, Латвия, Кавказ, Средняя Азия и другие места империи). В середине 19 века численность евреев составляла 1,030 млн. чел. (1847 г.) - в "черте оседлости", и 470 тыс. чел. (1856 г.) - в Королевстве Польском. Росту еврейского населения в "черте" (3,45 раза за 50 лет) соответствует среднегодовой рост около 2,6% в год. В первой половине 19 века еврейское население в Российской империи росло очень медленно - в среднем менее 0,5% за год (в "черте оседлости" было около 0,9 млн. евреев в конце 18 века и 1,03 млн в 1847г.) - это было результатом большой рекрутчины (почти утроенной для евреев) и выселений из ряда мест. В польско-литовском государстве, согласно переписям 1765 -1766 годов, евреев находилось 621 тыс. человек (в Польше -190 тыс., на Украине - 270 тыс., в Белоруссии - около 110 тыс. и в Литве - около 50-ти тыс. чел.). Примерно 25% евреев Украины находились в Галиции, перешедшей под власть Австрии в 1772 г. Поэтому можно полагать, что на землях Украины, Белоруссии и Литвы, перешедших под власть России (к 1795 г., после третьего раздела Польши) в 1765 г. находилось примерно 360 тыс. евреев и среднегодовой рост еврейского населения между 1765 и 1800 г. составлял около 2,5% за год (к 1800г.в Российской империи было около 900 тыс. человек еврейского населения).

Продолжение следует     окончание

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

*Аарон Оксман, автор монографий: - "Пути евреев в Российскую империю", Иерусалим, 1999; - "История евреев в Российской империи и Советском Союзе", 1996, 2000 г.
вернуться


Используются технологии uCoz